Энергетика. Разработка новых видов топлив на основе пузырьковых технологий.
В лаборатории проводятся экспериментальные и теоретические исследования физико-химических процессов
при ударно-волновом воздействии на микропористые жидкости.
В результате была исследована работа устройства для взрыва проволочки кольцевой геометрии в дейтерированной микропористой жидкости. При барботировании тяжелой воды газообразным дейтерием с высокой степенью достоверности зарегистрирован выход нейтронов (~108 - 1010 частиц) в импульсе.
Гамма-спектры неактивированного и активированного индия
Совмещённый гамма-спектр.
Индий неактивирован – спектры фона и индия практически совпадают.
Совмещённые гамма-спектры индия– синяя кривая и фона - лиловая кривая. Жёлтым цветом выделена энергетическая область расположения фотопика Е=417кэВ.
Индий активирован.
Результаты расчета потока нейтронов
f [n/cm2 c]
|
8*105
|
1,2*107
|
Ф [n/имп.]
|
2,2*109
|
1,5*1010
|
f – плотность потока нейтронов,
- полный поток «в четыре пи»,
где R- расстояние от мишени до эпицентра реакции
Получены уравнения для описания структуры ударных волн в дейтерированной микропористой жидкости (жидкость с диаметром микропузырьков d~10 - 100 мкм и объемным газосодержанием 0.2 - 0.95) при наличии реакций синтеза легких ядер на основе представлений «двухжидкостной» модели (Ландау, Тамм, Мотт-Смит). Разработаны методы их аналитического и численного решения.
Базовая сиcтема уравнений
Решение задачи о структуре ударной волны
The variation of the micro bubble diameter and the shock wave thickness ratio via the volume gas content at different Mach numbers:
1. – М =2.1; 2. – М=3.1; 3. -М=4.1; 4. - М=5.1; 5.- 6.1; 6. - М=7.1.
Теоретически исследованы параметры, характеризующие структуру ударной волны в микропористой жидкости: толщина фронта, профиль давлений, температуры в микропузырьках, профиль средней скорости в зависимости от объемного газосодержания и числа Маха. Оценена возможность проведения реакций синтеза легких ядер при различных условиях.
Разработаны методики приготовления микропористой жидкости заданных параметров методом взрывного кипения.
Это перспективное направление, и результаты работ могут быть использованы в энергетике, транспорте, авиационной и пищевой промышленности, быту, водоподготовке, очистке промышленных и сточных вод.
Микропузырьковые технологии используются также и в исследовательских работах по созданию широкодиапазонного гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя.
В ходе работ была разработана и создана рабочая модель прямоточного двигателя, а также модернизировано устройство для производства и впрыска микропористого топлива.
Технологические стадии при получении “активированного пористого топлива”
- Предварительное барботирование газами под давлением исходного топлива (например, авиационного керосина) с использованием диспергатора;
- Последующее пропускание его через кавитатор, в котором происходит дальнейшее дробление пузырьков;
- Ударноволновая обработка газодисперсной смеси;
- Распыл этой смеси в поток воздуха.
Поджиг небарботированной струи
Поджиг пористого топлива
Горение керосина в сверхзвуковом потоке М=1.3
В результате работ была модернизирована и значительно расширена база измерительного оборудования, экспериментально определены рабочие характеристики стенда и модели прямоточного двигателя;
были исследованы характеристики взаимодействия потока микропористой жидкости со сверхзвуковым потоком, экспериментально изучены процессы поджига и горения керосина в сверхзвуковом потоке в случае применения микропористого топлива;
был решен набор фундаментальных проблем, в частности, задача о структуре ударной волны в микропористой жидкости, а также задача о взаимодействии микропористой струи с набегающим потоком воздуха.
В лаборатории была разработана теоретическая база, и получены первые экспериментальные данные (косвенно подтверждающие возможность реализации эффектов газодинамической кумуляции энергии в кластерной плазме) для создания ядерного детонационного двигателя.
В том числе были созданы экспериментальные установки для получения коллимированного потока нейтронов высокой плотности и для исследования процессов ослабления ударных волн при прохождении пористых сред; получены условия и разработаны методики проведения реакций деления в существенно подкритическом режиме; разработаны и обоснованы методики получения коллимированного нейтронного пучка с высокой плотностью, что дает возможность проводить ядерные превращения с высоким к.п.д. в малом объеме и с низким тротиловым эквивалентом.
Получены условия, когда интенсивность воздействия ударной волны на конструкции может ослабляться на порядок и более. Разработаны и созданы экспериментальные установки для проверки теоретических выводов.
Теоретические и экспериментальные результаты, обосновывающие возможность создания коллимированного пучка нейтронов высокой плотности
Эффективная температура с учетом коллективного взаимодействия, определяется по формуле:
где Е - энергия кластера в Кэв, N - число молекул в кластере, No~120 - число молекул в кластере, для которого выход продукта реакции 2D+2D максимален.
На основе предварительных результатов разработана концепция, обосновывающая возможность практической реализации кластерного синтеза легких ядер.
Принципиальная схема двигательной установки и элементов ее конструкции
Схема работы устройства при срабатывании заряда
Принципиальная схема космического корабля
Создание детонационного космического двигателя позволит в 5 - 10 раз сократить время полета к Марсу, Юпитеру, Ио при существенно большей полезной нагрузке (по сравнению с ЖРД).
Важное преимущество детонационного ядерного двигателя перед ядерными двигателями других конструкций состоит в том, что в данном случае не так остро стоит проблема сброса избыточного тепла в космос. Последнее позволяет существенно уменьшить вес конструкции и удешевить стоимость космического корабля.
Предварительные расчеты показали, что можно получить тягу P = 400 т и удельный импульс J = 5400 с. Это существенным образом превышает параметры для ЖРД по J и электрореактивных ядерных двигателей по P.
Еще одним преимуществом данного детонационного ядерного двигателя перед ЖРД и ядерными двигателями других конструкций является то, что, вместо водорода и кислорода для ЖРД, водорода для целого ряда ядерных двигателей традиционных конструкций, в нем, в качестве вещества - движетеля, предполагается использовать пористый лед, который можно готовить прямо на борту летательного аппарата.
Возможен вариант двигателя для корабля с целью перевозки людей с более высокой скоростью, но с меньшей полезной нагрузкой, и для перевозки грузов с меньшей скоростью, но с большей полезной нагрузкой. Крейсерская скорость в первом случае составляет V = 55 -120 км/c, во втором - V = 40-25 км/c.